Персональная АЗС

все для заправки
учета и очистки

топлива
График работы:

Самовывоз и доставка

8-18

Прием заказов

10-20

Полезная информация

Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации
С.Е.Нарышкину

Уважаемый Сергей Евгеньевич!

В Правительство Российской Федерации поступило обращение президента Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" С.Р.Борисова о ситуации, сложившейся в сфере лицензирования деятельности автозаправочных станций, с просьбой рассмотреть данный вопрос на заседании Правительственной комиссии по проведению административной реформы с целью выработки комплекса мер по оптимизации государственного регулирования в сфере розничной торговли моторным топливом через автозаправочные станции (далее - АЗС).

По информации "ОПОРЫ России", начиная с 2003 года к владельцам АЗС органами МЧС России предъявляются требования о необходимости получения лицензии на деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов. А с 2007 года аналогичные требования - только на получение лицензии на деятельность по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов - начали предъявлять и органы Ростехнадзора.

Согласно представленному письму предъявляемые требования упомянутых федеральных органов исполнительной власти основаны на положениях Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и выпущенных на его основе Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 г. №595, и Положения о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г. № 18.

При этом для обеспечения безопасности АЗС, торгующих бензином и дизельным топливом, как с точки зрения возникновения пожара, так и взрыва используются одни и те же инженерно-технические мероприятия, выполняемые в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. Х$ 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и изданных на его основе нормативных правовых актов.

В отличие от позиции МЧС России и Ростехнадзора, по мнению "ОПОРЫ России", АЗС не являются производственными объектами.

В действующем законодательстве определение "производственного объекта" отсутствует, что, по мнению "Ui lurbj госсии , позволяет mil России и Ростехнадзору, используя расплывчатые определения "опасного производственного объекта", приведенные в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, неправомерно относить АЗС к производственным объектам.

До 2007 года Ростехнадзор никогда не относил АЗС к опасным производственным объектам, не распространял на них действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, не разрабатывал и не издавал нормативные документы в области обеспечения их промышленной безопасности и не регистрировал их в качестве опасных производственных объектов в государственном реестре.

В подтверждение этой позиции неоднократно направлялись мотивированные указания подчиненным органам и давались ответы на соответствующие запросы. Эту позицию поддерживает и Минэкономразвития России, которое также относит АЗС к объектам розничной торговли, а не к производственным объектам.

В результате сложившейся ситуации, по информации "ОПОРЫ России", в указанной сфере деятельности образуются административные барьеры, которые самостоятельно преодолеть и получить лицензию организации, эксплуатирующие АЗС, не могут. Более того, появляются организации-посредники, которые за плату гарантируют оформление всех документов и решение возникающих вопросов по получению лицензии.

Также от владельца АЗС требуется заключение несвойственных ему договоров - на выполнение аварийно-спасательных операций, на тушение пожара, на ликвидацию возможных разливов нефтепродуктов и других чрезвычайных ситуаций, причем оплата осуществляется в виде абонентской, независимо от возникновения самой чрезвычайной ситуации.

В соответствии с письмом "ОПОРЫ России" деятельность упоминаемых федеральных органов исполнительной власти никоим образом не влияет на уровень безопасности АЗС, должным образом нормативно не урегулирована и только лишь необоснованно повышает эксплуатационные расходы и, как следствие, является одной из причин роста цен на топливо. В связи с этим общественная организация предлагает рассмотреть сложившуюся практику двойного лицензирования АЗС.

Необходимо отметить, что указанные вопросы в той или иной степени ранее рассматривались.

Так, 6 декабря 2006 г. под руководством Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации - Министра Российской Федерации С.Е.Нарышкина состоялось совещание по вопросу рассмотрения подготовленного Ростехнадзором проекта постановления Правительства Российской Федерации "О лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов".

На данном совещания среди прочего было отмечено наличие дублирующего лицензирования в сфере эксплуатации взрывоопасных производственных объектов и пожароопасных производственных объектов (пункт 4 протокола совещания от 6 декабря 2006 г. № СН-П9-4бпр).

Кроме этого, на заседании Правительственной комиссии по проведению административной реформы был рассмотрен проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов" (протокол заседания от 26 декабря 2006 г. № 59, раздел IX).

По итогам рассмотрения представленного МЧС России проекта были приняты решения о нецелесообразности рассмотрения проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов" до внесения соответствующих изменений в законодательные акты и о рассмотрении на заседании Комиссии вопроса о целесообразности лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов.

С учетом изложенного Департамент предлагает поручить Минэкономразвития России, МЧС России, Ростехнадзору, Минпромэнерго России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций рассмотреть обращение президента Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" С.Р.Борисова и внести до 21 мая 2007 г. для рассмотрения на заседании Правительственной комиссии по проведению административной реформы соответствующие предложения.

Проект поручения прилагается.

Директор Департамента государственного управления и местного самоуправления Правительства Российской Федерации
В.Byколов

28 апреля 2007 г. №3-Ш6-922

В список статей