Персональная АЗС

все для заправки
учета и очистки

топлива
График работы:

Самовывоз и доставка

8-18

Прием заказов

10-20

Полезная информация

Исх. № 253 от 19 апреля 2007 г Руководителю Аппарата Правительства РФ –

заместителю Председателя Правительства РФ

Председателю Правительственной комиссии по

проведению административной реформы

С.Е. Нарышкину

Уважаемый Сергей Евгеньевич!

Общественная организация «ОПОРА России» вынуждена обратиться к Вам в связи с беспрецедентной ситуацией, сложившейся вокруг вопроса лицензирования автозаправочных станций (АЗС).

До 2001 года для работы на АЗС требовалась и получалась лицензия на вид деятельности «содержание и эксплуатация АЗС».Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее закон № 128-ФЗ) деятельность по эксплуатации АЗС была исключена из перечня лицензируемых, поскольку государственное регулирование этого вида деятельности осуществляется иными методами.

Законом № 128-ФЗ к владельцам АЗС предъявлялось требование по лицензированию деятельности «по реализации нефти, газа и продуктов их переработки». Однако в 2002 г. этот вид деятельности при внесении изменений в закон № 128-ФЗ также был исключен из перечня лицензируемых по тем же мотивам, что и исключение лицензирования деятельности «по содержанию и эксплуатации АЗС».

С 2001 по 2005 гг. от владельцев АЗС требовалась лицензия на деятельность «по хранению нефти, газа и продуктов их переработки». Для отмены этого вида лицензирования потребовалось вмешательство Высшего Арбитражного Суда РФ, установившего, что хранение нефтепродуктов на АЗС не является видом предпринимательской деятельности. В 2005 г. при внесении изменений в закон № 128-ФЗ этот вид деятельности также был исключен из перечня лицензируемых.

Казалось, в области лицензирования АЗС поставлена точка. АЗС, как объект розничной торговли нефтепродуктами, лицензированию не подлежит, поскольку проектирование, строительство, государственная приемка и эксплуатация и так контролируется различными федеральными и муниципальными органами исполнительной власти на основе целого ряда нормативных актов.

Однако с 2003 года к владельцам АЗС начали предъявлять требования по получению лицензии на деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов органы МЧС РФ. А с 2007 года аналогичные требования, только по получении лицензии на деятельность по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, предъявляют органы Ростехнадзора РФ.

Предъявляемые требования основаны на положениях Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее закон № 16-ФЗ) и выпущенных на его основе «Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов», утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 г. № 595, и «Положения о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов», утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 г. № 18.

Безусловно, АЗС являются опасными объектами. По опасным характеристикам используемых веществ (бензин и дизельное топливо) АЗС является одновременно пожароопасным и взрывоопасным объектом. Для обеспечения безопасности АЗС, торгующих бензином и дизельным топливом, как с точки зрения возникновения пожара, так и взрыва, используются одни и те же инженерно-технические мероприятия, выполняемые в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» и изданных на его основе нормативных документах. Причем, на АЗС, торгующих бензином и дизельным топливом, выполнение этих мероприятий контролируется на этапах проектирования, строительства, приемки и эксплуатации как раз органами МЧС РФ, а на газовых и многотопливных - органами Ростехнадзора на основе нормативных документов, изданных в соответствии с законом №116-ФЗ.

Указанные требования по лицензированию АЗС были бы справедливы, если бы АЗС являлась производственным объектом. К сожалению, в действующем законодательстве определение «производственного объекта» отсутствует. Это дает возможность МЧС РФ и Ростехнадзору, используя расплывчатые определения «опасного производственного объекта», приведенные в законе № 116-ФЗ, неправомерно относить АЗС к производственным объектам.

Необходимо отметить, что решение о признании объекта опасным производственным принимается специальным уполномоченным органом в области промышленной безопасности. Таким органом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 401 как раз и является Ростехнадзор. До 2007 г. Ростехнадзор никогда не относил АЗС к опасным производственным объектам, не распространял на них действие закона № 116-ФЗ, не разрабатывал и не издавал нормативные документы в области обеспечения их промышленной безопасности и не регистрировал их в качестве опасных производственных объектов в государственном реестре. В подтверждение этой позиции неоднократно направлялись мотивированные указания подчиненным органам и давались ответы на соответствующие запросы. Эту позицию поддерживает и МЭРТ, который также относит АЗС к объектам розничной торговли, а не к производственным объектам (см. Приложение).

Возникают вопросы, почему вдруг АЗС превратились в производственные объекты и что дополнительно дает лицензирование АЗС для обеспечения их безопасности?

Ответ на первый вопрос достаточно прост. Деньги. Создается классическая система, в которой образуются специальные административные и технические барьеры, которые самостоятельно преодолеть и получить лицензию организация, эксплуатирующая АЗС, не может. Появляются организации-посредники, которые за отдельную плату гарантируют оформление всех документов и решение возникающих вопросов по получению лицензии. Кроме того, от владельца АЗС требуется заключение несвойственных ему договоров – на выполнение аварийно-спасательных операций, на тушение пожара, на ликвидацию возможных разливов нефтепродуктов и других чрезвычайных ситуаций, причем оплата осуществляется в виде абонентской, независимо от возникновения самой чрезвычайной ситуации. Стоимость выполнения этих «услуг» оценивается шести, а то и семизначными цифрами в пересчете на одну АЗС. Учитывая достаточно большое число АЗС в стране (около 30000), бюджеты соответствующих чиновничьих структур пополнятся неплохими суммами.

Увеличится ли безопасность работы АЗС?

Во-первых, ничего нового для повышения безопасности работы АЗС лицензирование не вносит. Все необходимые инженерно-технические мероприятия уже выполнены и проконтролированы теми же службами и без лицензирования. Составление планов, паспортов, заявок и т.п. на безопасность работы АЗС влияния не оказывает. Это подтверждается и тем фактом, что в процессе лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов ни одна АЗС закрыта не была.

Во-вторых, безопасность работы АЗС подтверждена и объективными данными контроля работы АЗС со стороны МЧС. В России не зафиксировано ни одного случая взрыва на АЗС в процессе эксплуатации. Это естественно, потому что даже при наличии минимального количества топлива в резервуаре АЗС концентрация паров горючего вещества оказывается выше верхнего предела взрываемости, характеризуемого величинами 1-8 %. Возникновение пожаров происходит, но в большинстве случаев причинами пожара были поджог, нарушение правил пожарной безопасности при проведении электрогазосварочных работ, нарушение правил технической эксплуатации электрооборудования. Эти причины устраняются в процессе контроля работы АЗС соответствующими службами МЧС, который осуществляется на постоянной основе без лицензирования.

Следовательно, само по себе лицензирование никак не сказывается на безопасности работы АЗС, а только создает дополнительные административные барьеры в предпринимательской деятельности по розничной торговле моторным топливом через АЗС, повышает необоснованные эксплуатационные расходы и, как следствие, является одной из причин роста цен на топливо.

Вместо отмененного в ходе административной реформы лицензирования деятельности по эксплуатации АЗС в настоящее время сложилась практика двойного лицензирования этой же деятельности, что является просто бюрократическим абсурдом.

Просим Вас, уважаемый Сергей Евгеньевич, дать поручение рассмотреть сложившуюся ситуацию на Правительственной комиссии по проведению административной реформы с целью выработки комплекса мер по оптимизации государственного регулирования в сфере розничной торговли моторным топливом через АЗС.

Приложение:

Ответ Ростехнадзора на обращение зам. Председателя ВАС от 02.06.05 № 11- 12/1593.

Инструктивное письмо Ростехнадзора от 13.10.05 № АМ-17/1669.

Ответ Ростехнадзора на обращение «ОПОРЫ России» от 23.06.06 № КЧ-46/203.

Ответ Минэкономразвития России на обращение «ОПОРЫ России» от 30.06.2006 № 9461-АШ/Д05

С уважением, Президент С.Р.Борисов

В список статей