Персональная АЗС

все для заправки
учета и очистки

топлива
График работы:

Самовывоз и доставка

8-18

Прием заказов

10-20

Полезная информация

Если у фирмы есть автотранспорт, то так или иначе она столкнется с проблемой учета расходов на приобретение ГСМ. Дело в том, что Налоговым кодексом не установлены лимиты на списание таких затрат, однако они прописаны в других нормативных документах, и чиновники требуют их применения. Интересно, что в такой ситуации организация не только не попадает в безвыходное положение, а скорее наоборот – перед ней открываются дополнительные возможности.

Руководство по списанию ГСМ

К так называемым горюче-смазочным материалам прежде всего относится топливо (например, бензин, дизельное топливо), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла), а также специальные жидкости (тормозные, охлаждающие). Как известно, издержки организаций на приобретение таких материалов можно относить к затратам, снижающим базу по налогу на прибыль, а именно к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 и подп. 2 п. 1 ст. 253 НК).

Примечательно, что в главном налоговом законе ничего не сказано относительно норм списания расходов на содержание служебных автомобилей, к коим, в частности, относятся и затраты на ГСМ. Вместе с тем такие лимиты все-таки обозначены в руководящем документе Р3112194-0366-03 «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденном Министерством транспорта от 29 апреля 2003 года, на что и обратили внимание налогоплательщиков в своем письме от 4 сентября 2007 года № 03-03-06/1/640 специалисты главного финансового ведомства.

В данном творении Минфин рассмотрел вопросы нормирования расходов на ГСМ и в первую очередь установил ограничительные меры. Так, чиновники указали, что затраты на покупку бензина для служебных автомобилей можно списать лишь в пределах, установленных Министерством транспорта. Для этого финансисты «отсылают» как раз к указанному ранее руководящему документу Р3112194-0366-03. Ведь в абзаце 2 Общих положений данного акта зафиксирована возможность применения указанных норм для осуществления расчетов по налогообложению предприятий.

Помимо всего прочего, чиновники разъяснили и то, как правильно поступать фирмам, использующим автотранспорт, для которого не утверждены нормы расхода ГСМ. Здесь финансисты предлагают организациям руководствоваться соответствующей технической документацией и информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.

«На закуску» чиновники приберегли вопрос документального подтверждения «горюче-смазочных» затрат. Ведь совершенно логично, что требования пункта 1 статьи 252 Кодекса актуальны для признания «машинных» расходов так же, как и для любых других снижающих «прибыльный» налог. Итак, финансисты указали, что в качестве документов, подтверждающих право включать затраты на ГСМ в расходы, могут послужить кассовые чеки на покупку топлива и путевые листы.

Нормы в самоволке

Однако специалисты главного финансового ведомства своими комментариями так и не смогли обойти все «подводные камни» учета ГСМ. Дело в том, что Минтранс не вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения (п. 1 ст. 4 НК). Выходит, оснований для применения в целях налогообложения норм, установленных транспортным ведомством, нет. Как отметили эксперты журнала «Практическая бухгалтерия», такие обстоятельства могут означать, что фирмы вправе учитывать свои расходы на приобретение топлива в полном объеме. Однако в этом случае компаниям следует быть готовыми к судебным разбирательствам с инспекторами.

Мало того, не следует забывать и о том, что действие руководящего документа Р3112194-0366-03 ограничивается 31 декабря 2007 года. Выходит, что даже решившая следовать рекомендациям Минфина компания сможет использовать данный акт лишь до начала следующего года.

Вместе с тем требование обоснованности затрат толкает организацию к разработке и утверждению собственных норм расхода топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей для транспорта, который используется в производственной деятельности, с учетом его технологических особенностей. Разумеется, что вменить в обязанность такую инициативу организациям никто не может, равно как и запретить.

Разрабатывая собственные лимиты, организация может исходить из технических характеристик конкретного автомобиля, времени года, актов контрольных замеров расхода топлива и смазочных материалов на километры пробега, составленных представителями организаций или специалистами автосервиса по ее поручению. Кроме того, можно учесть также и сезонные колебания потребления топлива, и другие корректирующие коэффициенты. Ведь именно определенные организацией таким образом лимиты и будут использоваться в дальнейшем в качестве экономического обоснования для целей списания ГСМ при исчислении налога на прибыль.

В список статей