Персональная АЗС

все для заправки
учета и очистки

топлива
График работы:

Самовывоз и доставка

8-18

Прием заказов

10-20

Полезная информация

Пока все бурно обсуждали проблемы, связанные с подорожанием продуктов, на российском горизонте замаячило повышение цен на топливо. И, увы, как обычно, многие представители исполнительной власти, а также правящей партии решили, что страусиная политика здесь – самое лучшее. Так первый заместитель столичного мэра, глава экономического блока городского правительства Юрий Росляк несколько раз делал заявления о том, что в Москве цены на бензин останутся на прежнем уровне.

Цены на бензин, поднимаясь на новый уровень, просто не могут не потянуть за собой остальные цены

Между тем, участники российского топливного рынка уже в конце октября заявляли о намерении обратиться к правительству с просьбой заморозить оптовые цены на бензин по всей стране. Это произошло после того, как буквально за две недели оптовики подняли цены настолько, что рентабельность независимых заправщиков снизилась до критической отметки. Держать розничные цены стало крайне сложно, и речь зашла о том, что их рост также неизбежен.

Понятно, что после этого инфляция разыграется уже вовсю: цены на бензин, поднимаясь на новый уровень, просто не могут не потянуть за собой остальные цены.

Рост цен на топливо, как отмечают эксперты, вызван сокращением на внутреннем рынке свободных объемов нефтепродуктов. Цена на нефть на мировых рынках растет, и российские нефтяные компании стараются увеличивать экспорт. К тому же осень – это время, когда на нефтеперерабатывающих заводах проводятся плановые ремонтные работы. Хотя некоторые специалисты были уверены, что целый ряд нефтеперерабатывающих мощностей, которые могли быть использованы, оказались недозагруженными. Так президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин заявлял в конце октября журналистам: "Возможно, менеджеры, отвечающие за загрузку заводов сырьем, сработали плохо и целый ряд НПЗ, в первую очередь из тех, что недавно перешли под контроль "Роснефти", работают сейчас не на полную мощность. В результате этого скорее всего и возник дефицит на внутреннем рынке, приведший к росту цен".

Прошло две недели, но ситуация не улучшилась. С конца сентября по середину ноября бензин А-80 подорожал на 4%, А-92 – на8,6% и А-95 – на 5,8%. Дизтопливо вообще поставило рекорд, поднявшись в цене на 13,2%. При этом аналитики утверждают: топлива на свободном рынке практически нет. При подобном дефиците цены обязательно будут расти. Поэтому, хотя владельцы бензозаправок, находящиеся под сильным административным давлением, из последних сил удерживают розничные цены, долго это продолжаться не может, тем более, что объем продаж растет сумасшедшими темпами.

Федеральная антимонопольная служба, как это у нас принято в последнее время, уже начала поиск виновных. Поскольку независимые продавцы бензина повсеместно утверждают, что крупные нефтяные компании просто выталкивают их с рынка, поставляя горючее только в собственные заправочные сети, ФАС решило запросить у китов российской нефтянки сведения о структуре их сбыта топлива. Кроме того, антимонопольное ведомство предложило ввести для НПЗ обязательную отчетность о плановых остановках. В ответ участники рынка заявили, что публичность подобной информации только сыграет на руку спекулянтам. По мнению главы Московского НПЗ, если этими данными будут располагать коммерсанты, они могут искусственно создать дефицит нефтепродуктов.

Рост цен на топливо вызван сокращением на внутреннем рынке свободных объемов нефтепродуктов

В то, что вмешательство государства может исправить сложившуюся ситуацию, не верят не только эксперты, не только нефтяные компании, но и многие чиновники. РИА"Новости" привело не так давно откровенное признание руководителя управления ФАС по Томской области Владимира Шевченко (цены на бензин в области, по данным госстатистики, в октябре-ноябре выросли на 5%): "ни региональные власти, ниФАС не имеют реальной возможности воздействовать на политику цен на нефтепродукты. Государством цены не устанавливаются, а лишь отслеживается рыночный механизм их формирования". И действительно, примеры вмешательства властей в вопросы ценообразования уже были продемонстрированы нашими ближайшими соседями. Весной2005года на Украине был административно ограничен рост цен на бензин. В итоге топливо с рынка исчезло, и ограничения пришлось снять. Но разве Украина нам указ?

Начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Александр Пироженко, выступая на прошлой неделе наVI всероссийской конференции "Рынок нефтепродуктов и нефтехимии в РФ", заявил, что укрупнение вертикально интегрированных компаний является угрожающей тенденцией. По мнению представителя ФАС, это приводит к сокращению доли независимых компаний на рынке нефтепродуктов и влияет на уровень розничных цен на бензин. Пироженко отметил, что ФАС волнует уровень добычи нефти, переработки и реализации нефтепродуктов. В частности, это ведомство намерено разработать систему мер для стимулирования конкуренции, в том числе, радикальных.

Скажем прямо, самой радикальной мерой стимулирования конкуренции в нефтяной отрасли России стало бы запрещение для ряда компаний, особенно с государственным участием, поглощать с помощью весьма сомнительных методов своих независимых конкурентов. Но об этом пока никто не помышляет. Вместо этого ряд региональных и федеральных чиновников, в числе которых губернатор Кемеровской области Аман Тулеев и председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев, направили письма в адрес премьер-министра Виктора Зубкова с просьбой принять административные меры для регулирования цен на топливо.

Независимые продавцы бензина утверждают, что крупные нефтяные компании выталкивают их с рынка

И призыв их был услышан: 19 ноября в в Минпромэнерго прошло совещание представителей крупнейших российских нефтяных компаний. В ходе этой встречи обсуждался вопрос поставок нефти и нефтепродуктов на внутренний рынок в течение предстоящей зимы, проще говоря, речь шла о дальнейшем сдерживании цен на горючее. Во время выборов депутатов Госдумы и президента страны власти и федеральные, и местные не могут допустить резкий инфляционный скачок. Тем более, что один уже только что состоялся.

Какое-то время сдерживать цены внутри страны возможно, поскольку две трети нефти идет на экспорт, и, получая сверхдоходы за рубежом, российские нефтяные корпорации могут проводить политику сдерживания цен на внутреннем рынке. Но все это будет лишь до апреля. После президентских выборов политика сдерживания цен будет отменена (нельзя же слишком долго держать экономику на административном поводке), и цены на топливо наверстают упущенное. Вполне возможно, что стоимость бензина на российских заправках перевалит за 25 рублей за литр. Со всеми вытекающими последствиями для цен на основные товары повседневного спроса.

В список статей