Персональная АЗС

все для заправки
учета и очистки

топлива
График работы:

Самовывоз и доставка

8-18

Прием заказов

10-20

Полезная информация

Исх. № 213 от 29 марта 2007 г. Статс-секретарю - заместителю руководителя

Федеральной службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

К.Л. Чайке

О лицензировании АЗС

Уважаемый Константин Леонтьевич!

Общественная организация «ОПОРА России» обращается к Вам по вопросу лицензирования автозаправочных станций (АЗС).

Постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 г. № 18 утверждено «Положение о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов» (далее «Положение…»). В «Положении…» в качестве лицензионных приведены требования, предъявляемые к опасным производственным объектам в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее закон № 116-ФЗ).

На основании подписанного Вами инструктивного письма от 20.02.2007 г. № КЧ-43/258 территориальные органы Ростехнадзора приступили к осуществлению лицензирования АЗС в качестве взрывоопасных производственных объектов.

В адрес «ОПОРЫ России», Российского топливного союза в связи с указанными действиями Ростехнадзора поступает большое количество обращений по вопросу законности такого вида лицензирования применительно к АЗС.

Обоснованность такого рода сомнений вызвана следующими обстоятельствами.

1. В «Положении…» (п. 3) под взрывоопасными производственными объектами понимаются опасные производственные объекты, на которых, в том числе, хранятся легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Действительно, на АЗС хранится торговый запас нефтепродуктов. Однако «Положение…» может распространяться на АЗС только в том случае, если АЗС является производственным объектом и эксплуатация АЗС подпадает под действие закона № 116-ФЗ.

Действие закона № 116-ФЗ распространяется исключительно на объекты промышленности (см. название закона), являющимися производственными. Поскольку в нормативных документах РФ не содержится специального определения производственного объекта, таковым является объект, на котором осуществляется производственная деятельность. В соответствии с п. 1 гл. 1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» под «производственной деятельностью понимается совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг».

Противоречие заключается в том, что АЗС не является производственным объектом и, следовательно, на АЗС не распространяется действие закона № 116-ФЗ и «Положения…».

В качестве аргументации можно привести следующее.

- На АЗС не происходит превращение ресурсов в готовую продукцию, не осуществляется производство и переработка жидкостей, веществ и материалов, указанных в «Положении...». Хранение торгового запаса нефтепродуктов также не является признаком, относящим АЗС к производственным объектам, т.к. приобретение нефтепродуктов с целью последующей реализации не может быть отнесено к производственной и перерабатывающей деятельности.

- На АЗС осуществляется только розничная торговля готовой продукцией (моторным топливом, маслами, спецжидкостями), произведенными на нефтеперерабатывающих и иных производственных предприятиях.

- Продажа на АЗС моторного топлива или иной готовой продукции не является производством согласно ОКВЭД. В соответствии с разделом G «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» деятельность АЗС относится к группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом», включающей в себя розничную торговлю моторным топливом для автотранспортных средств, мотоциклов и т.п., осуществляемую стационарными и передвижными автозаправочными станциями.

- Согласно СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» АЗС, как предприятия торговли, к производственным объектам не относятся.

- Решение о признании объекта опасным производственным принимается специальным уполномоченным органом в области промышленной безопасности. Таким органом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 401 является Ростехнадзор РФ.

Ростехнадзор никогда ранее не относил АЗС к опасным производственным объектам, не распространял на АЗС сферу действия закона № 116-ФЗ, не разрабатывал и не издавал нормативные документы в области обеспечения их промышленной безопасности, не регистрировал их в качестве опасных производственных объектов в государственном реестре.

В подтверждении этой позиции Ростехнадзором неоднократно направлялись мотивированные указания подчиненным органам и давались ответы на соответствующие запросы (см. Приложение).

- Решение о признании производственного объекта опасным принимается только в том случае, если этот объект удовлетворяет критериям опасности, определенным приложением 2 к закону №116-ФЗ и п. 8 «Методических рекомендаций по осуществлению идентификации опасных производственных объектов» (РД 03-616-03). Указанным критерием опасности является единовременное нахождение на объекте 200 и более тонн легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

В связи с тем, что на АЗС единовременно не находится 200 и более тонн моторного топлива, а также с учетом специфики их эксплуатации (размещение непосредственно в городской застройке и даже встраивание в общественные здания, присутствие наряду с обслуживающим персоналом неорганизованных посетителей, свободный доступ на территорию, наличие на одной территории магазинов, кафе, объектов технического сервиса и т.д.), они только уже по этой причине не относятся к опасным производственным объектам и не подпадают под регулирующее действие закона № 116-ФЗ.

На основании вышеизложенного можно сделать только один вывод – АЗС не является производственным объектом, не подпадает под действие закона № 116-ФЗ и на АЗС не должен распространяться нормативный порядок обеспечения промышленной безопасности.

2. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование является исключительной мерой государственного регулирования и используется только в тех случаях, когда такое регулирование не может осуществляться другими методами.

По опасным характеристикам используемых веществ (бензин и дизельное топливо) АЗС является одновременно пожароопасным и взрывоопасным объектом. Безопасность АЗС, как с точки зрения возникновения пожара, так и взрыва, достигается одними и теми же инженерно-техническими мероприятиями, выполняемыми в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О пожарной безопасности» и изданных на его основе нормативных документах.

Необходимо, также, отметить, что пределы взрываемости паров бензина характеризуются величиной их концентрации в воздухе 1-8 %. Поэтому, даже при наличии минимального количества топлива в резервуаре АЗС концентрация паров оказывается выше верхнего предела взрываемости.

Таким образом, используемые в процессе строительства и эксплуатации АЗС инженерно-технические мероприятия и сам процесс эксплуатации исключают возможность взрыва на АЗС, что подтверждается объективными данными контроля работы АЗС со стороны МЧС.

По данным ВНИИПО в России не зафиксировано ни одного случая взрыва на АЗС в процессе эксплуатации. Возникновение пожаров происходило, но в большинстве случаев причиной пожара были поджог, нарушение правил пожарной безопасности при электрогазосварке, нарушение правил технической эксплуатации электрооборудования.

Следовательно, и по этой причине лицензирование АЗС как взрывоопасного производственного объекта становится излишним.

3. По информации западных нефтяных компаний, работающих на российском топливном рынке (Shell, BP, Neste, Agip), ни в одной стране АЗС не идентифицируется в качестве производственного объекта. Как правило, основанием для начала эксплуатации АЗС является акт приемки соответствующей комиссии.

4. Организации, эксплуатирующие АЗС, получают предложения от фирм, работающих с Ростехнадзором, по организации и выполнению работ, связанных с получением лицензии на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта. Стоимости этих работ по различным регионам колеблются в пределах 400000 – 1000000 руб. за один объект.

Понятно, что самостоятельно получить лицензию организация, эксплуатирующая АЗС, не сможет. Это связано с тем, что выполнение ряда лицензионных требований для АЗС, уже принятых в эксплуатацию по старым правилам, затруднено (сертификация технических устройств АЗС на соответствие требованиям промышленной безопасности, наличие экспертизы промышленной безопасности и соответствующего заключения, наличие акта приемки в эксплуатацию объекта, как взрывоопасного производственного и т.п.). А по некоторым требованиям и практически невозможно (например, предотвращение проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц).

Таким образом, выполнение работ по лицензированию АЗС в качестве взрывоопасного производственного объекта приводит к значительному росту эксплуатационных расходов, ничего не добавляя с точки зрения повышения безопасности работы.

С целью устранения дополнительных административных барьеров в предпринимательской деятельности по розничной торговле моторным топливом через АЗС, снижения необоснованных эксплуатационных расходов и, как следствие, исключения дополнительных причин роста цен на топливо, просим Вас, уважаемый Константин Леонтьевич, вернуться к вопросу определения необходимости такого вида лицензирования и дополнительного администрирования работы АЗС.

Приложение:

Ответ Ростехнадзора на обращение зам. Председателя ВАС от 02.06.05 № 11- 12/1593.

Инструктивное письмо Ростехнадзора от 13.10.05 № АМ-17/1669.

Ответ Ростехнадзора на обращение «ОПОРЫ России» от 23.06.06 № КЧ-46/203

Президент С.Р. Борисов

В список статей